27 сентября 2017 года председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников внес на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ законопроект Федерального Закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»
Идея законопроекта заключается в том, чтобы интересы граждан и организаций в судах представляли юристы, прошедшие определенную процедуру подтверждения квалификации. На сегодняшний день допускается оказание юридической помощи по представительству в судах любым лицом, в том числе, и не имеющего специальное образование. Данный факт, по мнению П.В. Крашенинникова, влечет нарушение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, порождает сомнения в компетентности юристов и эффективности судебной системы в целом.
Что предлагается законопроектом:
исключить из законодательства право на оказание юридических услуг лицам, не имеющим специального образование. То есть представителями в суде могут выступать только юристы.
образование юристов, претендующих на возможность защищать интересы лиц в суде должно быть не ниже высшего либо должны иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности.
ВУЗ, в котором обучались претенденты в судебные представители, должен иметь российскую государственную аккредитацию образовательной программы.
отдельным пунктом оговаривается возможность участия в судопроизводстве иностранных граждан.
Для них предлагается обязательными условиями:
сдача профессионального экзамена по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, для тех, кто имеет юридическое образование, полученное за пределами РФ.
либо
наличие высшего юридического образования, полученного по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенной в Российской Федерации ученой степени по юридической специальности
также предусматривается возможность представлять интересы в суде российским организациям и иностранным организациям при наличии российской аккредитации общероссийской общественной организации.
По сути законопроекта профессиональную аттестацию для юристов, предлагается ввести для всех иностранных граждан в обязательном порядке и в добровольном для юристов, получивших образование в РФ.
Но остается много неопределенных моментов, которые и вызывают бурные дискуссии среди юристов. В основном, вопросы задаются по технической стороне реализации закона: какая организация будет наделена полномочиями осуществления аттестации, как будет осуществляться контроль качества. Не раскрыты вопросы аккредитации организаций и ведения реестра аккредитованных организаций, реестра сдавших экзамены, кто и какие документы будет выдавать по итогам аккредитации, сдачи профэкзамена, в какие сроки и прочие.
Наша принципиальная позиция по отношению к данному законопроекту такова, что в среде юристов, как и в любой другой сфере, должна работать здоровая конкуренция. Гораздо важнее уделять внимание организации качественного базового юридического образования и возможности регулярного дальнейшего повышения квалификации. Потому что главным конкурентным преимуществом юриста остается уровень его знаний, соответствие их современным реалиям, способности применять их на практике, что и создает определенное портфолио специалиста и его востребованность на рынке.
Вступление в профильную организацию путем оплаты взносов и сдачи единоразового экзамена не гарантирует повышения качества оказания юридических услуг. Кроме того, это должно касаться не только юристов, которые претендуют на роль представителя лица в судах, но и всех остальных юристов. Они также оказывают услуги, порой не всегда соответствующие качеству. Но, если будет работать конкуренция «умов», то рынок сам все расставит по местам, каждый юрист займет свою нишу в нем.
Отдельно хочется сказать о судейском корпусе. Ни для кого не секрет, что любой юрист, готовясь к судебному процессу, в первую очередь уточняет судью. И уровень подготовки юриста к судебному процессу будет зависеть от уровня профессиональной подготовки судьи, от его заинтересованности в качественном рассмотрении дела. Понятно, что опыт нарабатывается со временем. Понятно, что у судей колоссальная загруженность. Но, может быть, работая над этими вопросами, мы получим более качественную защиту прав участвующих в процессе лиц, чем решая какие-то сопутствующие вопросы?
Что касается иностранных юристов, выступающих представителями в судах РФ, то тут, по нашему мнению, налицо нарушение их конституционного права на равноправие. Права иностранных юристов ущемлены данным законопроектом.
Во-первых, не существует обязательного назначения стороне представителя в лице иностранного гражданина. Она самостоятельно принимает решение, что в российском суде, представлять ее интересы будет определенный юрист, потому как он соответствует определенным требованиям и ожиданиям. Не существует запрета на выбор другого юриста, как и на запрос его портфолио подтверждающего, уровень знаний и опыта работы в интересующей сфере.
Во-вторых, не всегда качество образования иностранного юриста может быть ниже уровня образования, получаемого в РФ. Но, тем не менее, иностранный юрист будет вынужден пройти еще и процедуру аттестации в России. Не очень логично. Например, в арбитражном суде идет спор по внешнеторговой сделке. Представителем иностранного лица является выпускник Кембриджского университета, специалист по внешнеторговым сделкам. Сфера регулирования- какая-нибудь международная конвенция купли-продажи. Возникает вопрос, все ли аттестованные в России юристы будут соответствовать уровню образования данного иностранного юриста?
Подводя итог, хочется сказать, что целью каждого юриста должно быть постоянное обучение и самообразование для повышения своей конкурентоспособности и профессиональной востребованности. Именно здесь нужна поддержка государства, начиная с получения качественного базового специального образования, заканчивая дальнейшим профессиональным повышением квалификации. Участие в общественных организациях на коммерческой основе должно быть добровольным и вспомогательным элементом, направленным на достижение узкоспециальных целей. Искусственное ограничение возможностей приведет к увеличению стоимости юридических услуг и не всегда за счет улучшения их качества. Поэтому очень надеемся, что законодательная инициатива будет направлена на устранение причины, а не бороться с последствиями.
©2017, ООО «ПРЕМИУМ-ПРАВО» Ахлюстин В.Н.
Поделиться статьей: